воскресенье, 18 марта 2012 г.

Высвобождение Праны

В Аюрведе человеческое тело рассматривается как система, состоящая из бесчисленного количества каналов, подобных ирригационным каналам, которые поставляют питательные вещества и удаляют отходы из различных тканей. На санскрите эти каналы называются Щротас (Srotas) от слова щру (sru), означающего «течь, протекать». Форма множественного числа этого термина — Щротамси. Эти каналы сходны с физиологическими системами, принятыми в западной медицине.

Три канала соединяют внутреннюю часть тела с окружающей средой, обеспечивая тело воздухом, пищей и водой.

1. Дыхательная система — Пранаваха Щротас (Pranavaha Srotas).

Пранаваха Щротас, каналы, переносящие Прану — дыхание и жизненную силу.

Она состоит в основном из дыхательной системы, хотя сюда входят некоторые части кровеносной и пищеварительной системы. Она относится к тонкому или энергетическому телу Пранамая Коша (Pranamaya Kosha), которое окутывает физическое тело и дает ему жизнь. Прана - это жизненная энергия.

Система берет свое начало в сердце и желудочно-кишечном тракте, поскольку Прана впитывается не только через легкие; она поступает также с пищей по пищеварительному тракту и под воздействием сердца распределяется в организме через кровь и плазму. На эту систему действуют многие точки марм, поскольку они непосредственно соединены с Праной.

2. Пищеварительная система — Аннаваха Щротас (Annavaha Srotas)

Аннаваха Щротас, каналы, переносящие пищу (анна). Она берет свое начало в желудке и левой стороне тела, где расположена большая часть пищеварительного тракта. Она называется Махащротас (Mahasrotas) или «большой канал», поскольку представляет собой основной канал тела, — желудочно-кишечный тракт.

Она является главной системой, управляющей физическим телом, которое имеет название Аннамая Коша (Annamaya Kosha) или «оболочка из пищи». На эту систему действуют многие точки марм, потому что она — главная система, которая управляет телом.

3. Система водного обмена — Удакаваха или Амбхуваха Щротас (Udakavaha или Ambhuvaha Srotas)

Удакаваха Щротас — каналы, переносящие воду (удака или амбху) и регулирующие водный обмен. Эта система берет свое начало в мягком нёбе и поджелудочной железе. Она не имеет простого анатомического эквивалента в западной медицине и подобна впитывающей воду части пищеварительной системы.

Она регулирует усвоение воды и содержащей воду пищи, а также переваривание сахара. Серьезным заболеванием, относящимся к этой системе, является диабет. На нее оказывают влияние некоторые мармы, главным образом путем стимуляции потока жидкостей по всему телу.

Три дополнительных канала связывают внутреннюю часть тела с окружающей средой, обеспечивая удаление из тела трех основных отходов.

4. Система потоотделения — Сведаваха Щротас (Swedavaha Srotas)

Сведаваха Щротас — каналы, по которым переносится пот (Сведа). Эта система берет свое начало в жировой ткани, где возникает пот, и в волосяных мешочках, с которыми соединены сальные железы. Некоторые мармы могут использоваться для увеличения периферийного кровообращения и способствовать потоотделению, что является эффективным лечением многих заболеваний, начинающихся с обыкновенной простуды.

5. Секреторная система — Пуришаваха Щротас (Purishavaha Srotas)

Пуришаваха Щротас или секреторная система — это каналы, по которым переносятся фекалии (пуриша). Она берет свое начало в толстой и прямой кишке, органах экскреции. Некоторые мармы могут использоваться для регулирования выделений, чтобы устранить запор или остановить понос.

6. Система мочеиспускания — Мутраваха Щротас (Mutravaha Srotas)

Мутраваха Щротас или система мочеиспускания — это каналы, по которым переносится моча (мутра). Она берет свое начало в мочевом пузыре и почках, органах, обеспечивающих мочеиспускание. Некоторые мармы могут использоваться для регулирования мочеиспускания.

Кроме того, имеются семь систем каналов, одна для каждой из семи тканей, а также один отдельный канал для психики и органов чувств. Итого, существуют 14 систем каналов:

7. Плазма, лимфатическая система — Расаваха Щротас (Rasavaha Srotas)

8. Кровь, система кровообращения — Рактаваха Щротас (Raktavaha Srotas)

9. Мышцы, мышечная система — Мамсаваха Щротас (Mamsavaha Srotas)

10. Жир, жировая система — Медаваха Щротас (Medavaha Srotas)

11. Кости, костная система — Астхиваха Щротас (Asthivaha Srotas)

12. Нервы, нервная система — Маджаваха Щротас (Majjavaha Srotas)

13. Репродуктивные ткани, репродуктивная система — Шукраваха Щротас (Shukravaha Srotas)

14. Разум, система психики — Манаваха Щротас (Manavaha Srotas)

У женщин есть еще два канала: менструальная система, или Артававаха Щротас (Artavavaha Srotas) и лактационная система, или Стеньяваха Щротас (Stenyavaha Srotas). Они представляют собой подгруппу репродуктивной системы (Шукраваха Щротас) и не всегда учитываются как отдельные каналы.

Мармы функционируют как своего рода пускатели для регулирования движения энергии по этим каналам. Они тесно связаны с анатомическими структурами, органами и отверстиями, через которые проходят эти каналы.

Мармавидья

Согласно "Аштанга хридайя самхита", мармы — это точки, где важные нервы соединяются с другими структурами, такими как мышцы, сухожилия, суставы и т.д. Вагбхата говорит, что те места, которые болезненны, уязвимы и показывают необычную пульсацию, рассматриваются как мармы или жизненные точки. Согласно "Вагбхатачарье", повреждение этих высокочувствительных жизненных точек тела может вызвать смерть. Это места, в которых представлены не только три доши (вата, питта и капха), но и их тонкие формы — прана, оджас и теджас. То есть это области тела, связанные через пранические каналы с различными внутренними органами. Важное отличие марм от точек иглоукалывания в том, что мармы измеряются в ангулах или пальцах, они больше по размеру и отличаются у разных людей. Также, они не связаны с меридианами.

Мармавидья, или Марма шастра — это наука о мармах, жизненных точках человеческого тела. Наука, крайне важная особенно при хирургических вмешательствах, так как мармы — это особенно уязвимые места, локализованные на небольших участках тела. Они физиологически более чувствительны к повреждениям, чем другие части тела, поскольку именно в них, как нигде более, сосредоточены жизненные силы человека. Любое повреждение этих жизненных точек чревато опасностью. Проявления психосоматических симптомов, равно как и утрата сенсорных функций, зависят от того, какая именно марма была при этом задействована.

Самое раннее упоминание о мармах восходит к Ригведе, описывающей битву Индры и демона Вритры. Индра сокрушил демона, нанося по его мармам удары своим оружием (ваджрой). В Ведах и других эпических произведениях есть множество упоминаний о том, что опытные воины знали важность жизненных точек, называемых мармами. Первоначальные сведения о мармах, содержащиеся в Ведах и эпических сказаниях, были обобщены и развиты в описательной анатомии классических медицинских трудов, особенно в трактате "Сушруты". Он идентифицировал 107 марм и предупреждал, что непосредственное повреждение этих жизненных точек может быть смертельным. Он классифицировал мармы в зависимости от их природы, структуры, реакции на повреждения, анатомического расположения и т.п. Теория марм оказала большое влияние на развитие йоги, аюрведы, астрологии и индийских боевых искусств.

Традиционно выделяют две ветви Мармавидьи – тамильскую, основателем которой принято считать легендарного сиддха Агастью Муни (указывается, что именно он первый развил и систематизировал эту науку, наряду с панчакармой), и керальскую, основанную на наследии Сушруты, Вагбхаты и других мудрецов древней Индии.

ТАМИЛЬСКАЯ ШКОЛА

Тамильская ветвь развилась в медицину сиддхов, основу которой составила школа ситтаров. Классическое определение этой школы даёт мудрец Тирумулар:

«Лишь тот, кто живёт йогой, и посредством её видит Божественный Свет и Мощь (шакти) – лишь тот ситтар».

Кроме этого, тамильская школа нашла своё выражение в одной из форм индийских боевых искусств марма-ати, ставшей, впоследствии, основой различных стилей у-шу в Китае, а также дзю-до, карате-до и кэн-до в Японии.

Как сказано выше, основателем тамильской ветви считается сиддха Агастьяра. Имя этого риши упоминается в Ригведе. Так как Мармавидья занималась исключительно жизненно важными точками тела человека, одно недоброжелательное, или неумелое безответственное касание к которым могло привести к смерти человека, то, естественно, что знания в ней передавались строго от учителя к ученику. Об этом так говорится в древнем трактате «Агастьяр кутирам»:

«Это (знание о мармах) не было создано для каждого в этом мире. Вы должны понимать это. Люди могут приходить и, восхваляя вас, пытаться завладеть им, но не допускайте этого. Наблюдайте и готовьте ученика 12 лет и лишь потом можете раскрыть ему это учение».
Тексты канонов традиционно создавались в стихотворной форме. Это способствовало их заучиванию и запоминанию. Они сильно разнятся по объёму — от 146 шлок в “Марма Кутирам” до более чем 1000 — в “Марма Оти Муриву Кара Кутирам”.

В тамильской традиции описывается 108 жизненных точек, называемых мармами. Однако 108 — это не общее число точек, а количество названий. В каноне “Марма Оти Муриву Кара Кутирам” говорится о том, что 46 из 108 — единичные, а 62 — парные. 96 из 108 точек классифицируются как второстепенные (тоду марма), а 12 — как главные жизненные точки (паду марма), повреждение которых может привести к смерти. Хотя второстепенные точки и менее опасны, однако и при их повреждении возникает сильная боль. Отсюда понятно, почему эти точки несут в своем названии определение — жизненные, и почему в традиции ситтаров эти знания и тексты — закрытая для невежд сокровищница. Только практика сиддха-йоги может приоткрыть дверь в эту сокровищницу. В подтверждение старой тамильской поговорки «Не познавший себя, не может познать других», автор “Марма Оти Муриву Кара Кутирам” пишет:

«Только практикуя пять ступеней (йоги кантам) в шести атарам (центрах тонкого тела) вы получите ясное понимание 108 марм».

НАСЛЕДИЕ СУШРУТЫ

Керальская ветвь более поздняя по сравнению с тамильской школой. Она активно развилась благодаря трудам Сушруты, Вагбхаты и других мудрецов Индии. Благодаря их трудам начался расцвет аюрведы, некоторых школ йоги, а также воинского искусства каларипайят. Как один из современных примеров керальской школы можно привести практику техники концентрации на 16 точках тела (мармах) — «пратьяхара Яджнавалкьи», которую описывает Свами Шивананда.

Керальская традиция более известна. Отчасти это связано с большим количеством сохранившихся письменных источников, отчасти с их более доступным языком. Письменные источники этой традиции включают как достаточно известные аюрведические трактаты, такие как «Сушрута самхита», «Аштанга хридая самхита» и «Сомараджа», так и менее известные — «Мармарахасьянгал», «Марманиданам» и пр. В этих трактатах рассматриваются вопросы местонахождения марм. Каждой жизненной точке дано название, свой номер, расположение, размер, классификация, признаки прямого и полного повреждения, время жизни после такого повреждения, и симптомы при ее слабом повреждении. Примером такого описания может служить отрывок из «Марманиданам»:

«В центре тела, между толстой и тонкой кишкой располагается набхи марма. Это центр всех нади. Это сира марма (место соединения сосудов, нервных сплетений, проекцией стхула-и сукшма-каналов). При ее повреждении наступает быстрая смерть. Симптомы — непрерывное сильное кровотечение, приводящее к анемии, жажда, спутанность сознания, затруднённое дыхание, икота. Время жизни — максимум 7 дней. В месте соединения грудной клетки и брюшной полости (в центре) находится хридайям марма. Это сира марма. При ее повреждении — скорая смерть».

Тексты «Грантхаваримарма чикитса» и «Мармани чикитса» посвящены способам лечения повреждения марм :

«Если талхридайя марма повреждена, вы делаете дхара (непрерывный поток любой жидкости на ту или иную часть тела) с маслом гингелеи и гхи в течение трёх часов. После завершения дхара, перемешиваете масло гингелеи с гхи и натираете это место. Наверх головы положите смесь цветов жасмина со сливочным маслом. Удалите через три часа. Затем, натираете всё тело смесью воды, растительного масла, гхи (топленое масло), сока алоэ, или, если этого нет, с помощью гхи, растительного масла и сока кокосового ореха».

В керальской традиции насчитывается 107 жизненных точек. Это общее количество. Названий жизненных точек — 43; некоторые названия идентичны для точек рук и ног. Так например, урви марма — одновременно и середина бедра и середина плеча, а талхридайя марма — и центр подошвы и центр ладони.

Согласно «Сушрута-самхите», марма — это узловая точка, место соединения нескольких телесных и эфирных начал – мамсы (мышц), сира(сосудов), снаю (связок), астхи (костей), сандхи (суставов) и проекция участков стхула (информационных каналов) и нади (энергетических каналов). Жизненными точками мармы называют по той причине, что по ним циркулирует жизненный «ветер» (прана-вайю). Чем ближе этот поток к поверхности тела — тем более опасно повреждения марм.

Из 107 марм наиболее важными считаются 64. Они в свою очередь делятся на кула мармы (наиболее важные, повреждения которых приводит к смерти или к очень серьёзным последствиям), колу мармы (останавливающие, повреждение которых вызывает острую боль) и абхьяса мармы (часто употребляемые во врачебной практике точки, повреждение которых не приводит к серьёзным последствиям).

Считается, что мармы относятся исключительно к плотному, физическому телу — стхула-шарира. Однако некоторые источники говорят о 32 йоги мармах — жизненных точках тонкого тела. Они не все описаны в работах Сушруты, но, по-видимому, полностью присутствуют в тамильской традиции. Все они связаны между собой тонкими энергетическими каналами – нади. 16 из йоги-марм пересекаются со стхула-мармами — точками физического тела. Техника концентрации на них (мармастханани), это и есть известная «Пратьяхара Яджнавалкьи», описанная в йогической «Кшурика упанишаде».

Автор: Сергей Агапкин