воскресенье, 17 февраля 2013 г.

Профессия: сказкотерапевт. Как говорить с детьми о проблемах

фотоАнна Кашина учит родителей создавать полезные сказки для своих детей. Она разработала собственную методику сочинения сказок, которой активно делится с родителями во время тренингов в Риге, Москве и Петербурге. Сегодня Анна Кашина, детский клинический психолог, сказкотерапевт и талантливая сказочница из Латвии у нас в гостях.
Сказкотерапевт Анна Кашина
– Анна, расскажите, что такое сказкотерапия?
– Это уникальный и, по-моему, самый древний метод врачевания души. Наши предки с самого детства с помощью сказки передавали малышам сакральные знания о природе и социуме, рассказывали о добре и зле, о Боге и о правде.
Сегодня сказкотерапия учит создавать волшебные истории, которые при помощи хитрых психологических приемчиков попадают в сердце ребенка, помогают ему делать правильные выводы и самостоятельно принимать верные решения.
С помощью правильно подобранной сказки взрослый может "достучаться" до ребенка в самые сложные моменты. Обычно родительские наставления ребенок слушает всего 3-5 минут, затем концентрация его внимания падает, и все, что ребенок испытывает потом, когда смотрит на читающего нотации родителя, – это тревогу, падение самооценки и жуткий страх. Но стоит ту же самую идею преподнести в виде сказки – и малыш будет готов слушать вас внимательно и с интересом просто бесконечно. Особенно, если в главном герое ребенок увидит собственные черты.
Сказка ненавязчиво в игривой форме предлагает ребенку новые варианты поведения, учит его, как действовать в разных ситуациях, помогает открыть свое сердце добру, радости и находить чудо во всем.
– Чем "терапевтические" сказки отличаются от "обычных"?

– Терапевтические сказки создаются специально для того, чтобы помочь малышу сориентироваться в трудной для него ситуации. Они всегда учитывают особенности детского мышления, несут в себе конкретную мораль и заканчиваются хорошо. Нужные правильно подобранные слова – словно бальзам на рану – врачуют те недуги, о которых так страшно говорить вслух. Порой какие-то проблемы замалчиваются и становятся семейным секретом, иногда даже причиной жестокости, отвержения и непонимания в семье. Бывает, что только сказка способна помочь ребенку понять, что же происходит, а родителю – признать, что что-то идет не тем путем. Я считаю, что сказка – это терапия не только для малыша, но и для родителя, который ее создает и рассказывает. Сказка делает человека добрее, по какую сторону книжки он бы ни находился.
фото
favim.com
– Как пишутся терапевтические сказки? Вы садитесь за стол… и…?
– Скорее происходит так: я сталкиваюсь с какой-то трудностью и придумываю для ее решения новую волшебную сказку. Я продумываю каждую мелочь – иногда очень долго листаю труды Юнга, Адлера, Фрейда, Фромма, Ялома, Мак Вильямс, Когута, Рождественского, Карен Хорни. А иногда на меня снисходит Божья благодать, и я просто пишу. Тогда в реальности я не автор, а просто проводник "оттуда".
Мой духовник говорит, что у меня Божий дар и я несу просто послание в мир. Отношусь к этому с великим уважением и ответственностью. После того, как я написала книгу для детей, больных целиакией, мы провели исследование и оказалось, что среди детей, прочитавших книгу, почти 100 процентов начали питаться правильно. Они стали уважать себя и свою судьбу, поменяли отношение к медицинским процедурам, несмотря на то, что даже взрослому человеку неприятно глотать "кобру" и позволять врачам копаться внутри себя. А детки после книги смогли. И это чудо! Я очень благодарна за то, что причастна к нему.
– Бывают ли моменты, когда вы не знаете, о чем писать? Кто или что "подбрасывает" темы?
– Бывает так, что я просто по-человечески устаю. Тогда еще какое-то время я могу по инерции страдать над пустым листом или выжимать из себя новые, умные строки, но достаточно быстро меня настигает понимание, что все, я пуста. И тогда надо сделать перерыв, переменить деятельность, поиграть с детьми, почитать, покопаться в саду, выгулять собаку по лесу так, чтобы она от усталости домой запросилась, поучиться, порисовать, сделать что-то полезное для всех.
К счастью, в такие моменты частенько встречаются совершенно сказочные ситуации. Иногда забредешь в какую-нибудь чащу, а там озеро, укутанное в пелену утреннего тумана, и только утки, испуганные собакой, крыльями черпают воду. "Ух ты! – думаешь ты. – В таком месте, вполне возможно, мог бы жить настоящий водяной. Или нет, на краю озера стоял трактир и жила там маленькая девочка…" И все… Только успевай записывать.
– Нужно ли с ребенком разговаривать о его проблемах или достаточно прочитать терапевтическую сказку?
– Я считаю, всегда нужно следовать за ребенком. Конечно, вы можете задать нужные вопросы, подтолкнуть малыша на размышления, помочь сделать ему правильные выводы. Однако, если ему категорически не хочется говорить, он не хочет и не готов обсуждать прочитанное, давить на него не следует. Главное, чтобы обстановка вокруг малыша была позитивной. Его обязательно нужно поддерживать. Если он сам выразит желание проговорить сказку, надо пойти ему навстречу. Во всем, что вы делаете, должна быть любовь. Спокойствие, принятие, радость, ласковые слова – вот это самое важное для того, чтобы малыш чувствовал ваше отношение к нему и был готов сотрудничать.
фото
favim.com
– Как правильно говорить с ребенком о его проблемах?
– Прежде всего надо оставаться спокойными и доброжелательными к своему ребенку. Не надо кричать, ругаться, бить по губам или по попе, обзываться, сравнивать его с другими – малыш должен знать, что вы на его стороне. Это самое важное.
Надо пытаться говорить просто, доходчиво, откровенно – не надо врать и запугивать ребенка. Всем известные фразы: "Дворником станешь! Вот у соседей дети как дети, а ты у меня… весь в отца!" – пытайтесь держать при себе. Конечно, мы не виноваты в том, что именно эти посылы поселились у нас в голове – это заслуга наших родителей, бабушек и прабабушек. Однако какое-то поколение должно наконец стать последним в этом марафоне негативных установок. Почему бы нам не остановить это на себе? Говорите иносказательно, придумывайте яркие примеры. Сделайте так, чтобы ребенку было интересно вас слушать.
– Как вы думаете, через сказку с ребенком можно говорить обо всем на свете: например, о смерти, о сексе, о войне? Или все-таки есть запретные темы?
– Я думаю, что никогда не надо бежать впереди паровоза. Если на вопрос, как появляются дети, вы честно отвечаете, что из животика, описываете, как малыш становится все больше, как он толкается и как мама его ждет, и ребенок не задает дополнительных вопросов – этого хватает. Или, например, история с Дедом Морозом: если малыша не смущает то, что в каждом торговом центре есть свой и одновременно существуют Санта Клаус и Дед Мороз в Северном Устюге, не надо торопить события своими откровениями. Всему свое время.
Следуйте за ребенком. Вовсе не обязательно высыпать на него всю "тяжесть мира", как только он начнет говорить. Некоторые вопросы приходят в определенное время, когда человек к этому готов. Сказка же говорит обо всем иносказательно, при помощи сравнений и метафор. Никто не говорит: "Ее труп упал на пол, его закопали, и черви за две недели сделали свое дело". Нет! В сказке звучит так: "Душа ее светлым огоньком вспорхнула на небо и стала звездочкой, которая всегда смотрела с небес на маленькую внучку и охраняла ее своим волшебным светом". Совсем другое послевкусие у такого столкновения с действительностью, согласитесь. Тем и хороша сказка: она скрашивает острые углы, делает мир радужным, добрым и милым. Она помогает маленькому человеку понять и принять законы этой вселенной. Это универсальный тренажер человеческой философии.
фото
favim.com
– То есть в сказках можно и нужно рассказывать обо всем на свете?
– Сказка бывает разной, и многое зависит от того, кто и кому ее рассказывает. Есть сказки для взрослых, есть сказки для самых маленьких – каждая из них должна попасть в верные руки. Например, есть японские сказки-страшилки, но детям до шестнадцати в нашей культуре их лучше не показывать. Есть нескромные русские сказки для совсем взрослых. Есть сказки с очень грустным концом, которые не надо давать читать чувствительным деткам и деткам с тяжелыми душевными травмами.
В общем, всегда надо думать, что ты хочешь этой сказкой донести. Да и не только сказкой! Было бы хорошо, если бы подобный фильтр проходила вся поступающая малышу информация – мультфильмы, кино, передачи, журналы. Мы часто оставляем детей "телевизору", няне или "садику", надеясь, что там его научат чему надо. Но, надо признать, это далеко не всегда идет им на пользу. Только мы, родители, отвечаем за то, в каких условиях растет душа нашего ребенка, с какими ситуациями она сталкивается и какие модели перенимает из культурной среды вокруг.
– Анна, посоветуйте книги, которые обязательно должны прочесть все родители. И какие книги родители обязательно должны читать своим детям?
– Я думаю, что тем, у кого есть дети, важно ознакомиться с книгой Сирзов. Родителям было бы интересно почитать книги Юлии Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?", "Продолжаем общаться с ребенком. Так?" и другие. Также рекомендую книги: "Дети: границы, границы" Генри Клауда и Джона Таусенда, "7 навыков высокоэффективных семей" от Стивена Кови, "Без наказания и крика" Кетрин Кволс. Легко читаются книги Заряны и Нины Некрасовых, доктора Курпатова и Владимира Леви.
А для малышей было бы здорово читать детские книги по возрасту: начинать со стихов Барто, Маршака, Чуковского, с народных сказок, а потом уже переходить к сложным авторским произведениям. Например, моим сыновьям очень нравится "Урфин Джюс и его деревянные солдаты", "Зоки и Бада", "Малыш и Карлсон", истории про Простоквашино, про Незнайку и многие-многие другие.
фото
Сказочница Анна Кашина
– Один из ваших тренингов называется "карта желаний", в описании которого говорится: "Знаете ли вы о том, что вселенная слышит наши желания? Более того, она на них отвечает. Достаточно нарисовать четкую картину светлого будущего, и оно настигает вас неминуемо". И все, так просто?
– Дорога длиною в тысячу лье начинается с первого шага. Я всегда подчеркиваю, что в карте желаний нет мистики. Это система, которая включает некоторые психологические механизмы в нашем мозгу – мы закрываем гештальты, организуем систему работы с поступающими мыслями, учимся методу анализа ранних воспоминаний и узнаем, что такое особенности человеческого восприятия.
Ну, например, очень интересен такой механизм, как селективное внимание. Для того чтобы объяснить, как это работает, достаточно вспомнить себя беременной. Как только вы увидели две полоски на тесте, вокруг вас вдруг откуда-то начинают появляться сотни беременных: они встречаются во всех подъездах, поликлиниках, в кино, на остановках... А потом вы рожаете, и "вдруг" сразу же кругом появляются женщины с колясками. И вот, наконец, когда твой собственный ребенок идет в школу, все эти беременные и коляски куда-то исчезают. Нет, их не стало меньше, просто ваше внимание теперь направленно на другие вещи.
Так и с картой желаний: когда твои мысли и желания находятся у тебя перед глазами, ты начинаешь видеть свои возможности и замечать те двери, которые каждый день открывает для тебя вселенная по пути к твоей мечте.
– Анна, в чем для вас заключается счастье?
– Счастье – это состояние души. Но быть счастливым непросто. Мы все умные люди и знаем, что хорошее расположение духа иногда дается непросто. Иногда для этого надо много работать над собой: отыскать принципы, на которые вы готовы опереться, следовать им, давать что-то этому миру, делать какие-то вещи для всех, для общего блага, но в то же время заботиться о близких (о муже, детях, родителях, друзьях), а также заботиться о себе.
фото
favim.com
И тогда ты ложишься спать и понимаешь: "Да, я не напрасно прожил этот день. Спасибо. Дай Бог, завтра проснуться и успеть сделать еще что-то хорошее, важное и нужное". Ведь это такая радость – быть человеком, жить, бежать, улыбаться солнышку и снегу. Радость иметь возможность прослеживать причинно-следственную связь: видеть, как твои хорошие поступки сейчас приносят плоды потом. Чувствовать, что ты не вечен, и оттого не лениться, потому что времени осталось немного: каждый день дарить кому-то лучик тепла и любви, чтобы радости в мире становилось все больше и больше.

 http://lady.tut.by/news/work/335173.html